Самоходные противотанковые установки и артиллерийские системы Германии  

Веспе

Хуммель

Ваффентрагер

swPanzerjager VI AusfB Ягдтигр

Sturmpanzer Morzer 903

Panzerjager Tiger (P) Фердинанд

Panzerjager Stug Штуг

Panzerjager V Ягдпантер

Panzerjager Hornisse Nachorn

Истребитель танков "Ягдтигр"

«Ягдтигр» был построен на базе «Тигр-II», уже вооруженного мощной 8,8-см (3,47-дм) пушкой. Но на «Ягдтигре» установили 127-мм (5,04-дм) пушку с длиной ствола 55 калибров — пожалуй, наиболее мощное противотанковое орудие, нашедшее применение во Второй мировой войне. Она могла поразить любой танк союзников, находясь вне пределов досягаемости большинства союзнических пушек. «Ягдтигр» был тяжелой 70-тонной (77,1 американской тонны) машиной. Пушка с ограниченным углом наведения устанавливалась в неподвижной рубке — наклонные бортовые листы рубки выполнялись заодно с бортовыми листами корпуса. Сохранив двигатель «Тигра-II», машина потеряла в удельной мощности, но представляла собой прекрасную платформу для оборонительного вооружения. Несмотря на то, что производству «Ягдтигров» был дан приоритет, оно срывалось по тем же причинам, что и «Тигра-II» — союзнические бомбардировки и нехватка материалов. Производство началось в июле 1944 г., но до конца войны смогли поставить только 77 «Ягдтигров», чего едва хватило для оснащения двух отдельных танковых батальонов. Один батальон использовался во время наступления в Арденнах, а позже участвовал в боях в Голландии. Другой воевал на Востоке, приняв участие в отчаянной обороне Будапешта в 1945 г. Несколько «Ягдтигров» пережили войну, в то время как большинство было выведено из строя экипажами, чтобы не сдавать их противнику.

Тактико-технические характеристики:

Экипаж : 6 человек
Мощность двигателя : 600 л.с. (447,6 кВт)
Боевая масса : 70,0 т (154 350 фнт)
Максимальная скорость хода : 37 км/ч (22,98 мили в час)
Запас хода : 170 км (105,57 мили)
Габариты: 10,65х3,63х2,95 м
Основное вооружение : 128-мм (5,04-дм) пушка
Толщина брони : от 40 мм (1,58 дм) до 250 мм (9,85 дм)

Штурмовой танк "Фердинанд" ("Элефант")

«Тигр» был создан компанией «Хеншель», но существовал также конкурирующий образец «Порше» — «Тигр» (Р). Он был отвергнут из-за сложности силовой установки, в которой два двигателя, аналогичных устанавливаемому в танке Рz-IV, передавали вращение на электрогенератор, а энергия передавалась ведущим колесам электротрансмиссией. «Тигр» (Р) так бы и остался на стадии прототипа, если бы Гитлер не выдал заказ на «штурмовой танк», вооруженный 8,8-см (3,47-дм) пушкой, для Восточного фронта. Конструкция «Порше» дополнилась тяжело бронированной рубкой в кормовой части. Машина получила несколько имен, включая «Элефант» и «Фердинанд». В апреле-мае 1943 г. собрали 90 машин и в срочном порядке направили их на восток в связи с подготовкой наступления на Курск, которое началось в июле. «Элефанты» были введены в бой в первый же день, вызвав шок у советских танкистов своей огневой мощью. Но при прохождении вязкой обороны советской пехоты, "Фердинанды" оказались практически беззащитными. Они не имели пулемета для самообороны, и русские пехотинцы выводили их из строя с помощью противотанковых гранат, мин и бутылок с зажигательной смесью. Танкистам приходилось вести огонь из пулеметов "МГ" наведя ствол орудия на позиции пехоты и открыв казенник пушки. Наведение 8,8-см пушки оказалась неудобным. Ненадежной оказалась и трансмиссия. Оставшиеся после операции "Цитадель" машины были возвращены на завод для доработки — в лобовом листе корпуса ставили пулемет. Пять машин превратили в ремонтно-эвакуационные. После этого они использовались в основном в Италии, где в обороне показали себя грозным противником, однако местные дороги не выдерживали их веса, и многие машины впоследствии были подорваны своими экипажами.

Тактико-технические характеристики:

Экипаж : 6 человек
Мощность двигателя : 2х300 л.с. (2х223,8 кВт)
Боевая масса : 65,0 т (143 325 фнт)
Максимальная скорость хода : 30 км/ч (18,63 мили в час)
Запас хода : 150 км (93,15 мили)
Габариты : 8,14х3,38х2,97 м (26,7х11,09х9,75 фт)
Основное вооружение : 88-мм (3,47-дм) пушка
Толщина брони : от 30 мм (1,18дм) до 200 мм (7,89дм)


Самоходная противотанковая установка «Ягдпантера»

«Ягдпантера» была эквивалентом «Пантеры» в качестве истребителя танков, и если «Пантера» была грозным противником для танков, то «Ягдпантера» была таковым даже в большей степени. Быстроходная, с высокой проходимостью, она представляла собой установленную на шасси «Пантеры» рубку с рациональным наклоном бронелистов, в которой монтировалась 8,8-см (3,47-дм) противотанковая пушка Раk 43. При стрельбе бронебойными снарядами с высокой начальной скоростью она могла поразить большинство танков на расстоянии более 1000 м, заметно превосходя по этому показателю большинство противотанковых средств союзников. Боевая эффективность повышалась надежной связью всех членов экипажа через ТПУ и удобной укладкой боекомплекта. Первые танки были готовы в июне 1944 г., чтобы встретить союзников, высадившихся в Нормандии. Однако до конца войны успели собрать только чуть более 400 установок. Запланированных объемов производства — 150 штук в месяц — так и не достигли. Многие «Ягдпантеры» поставлялись в танковые батальоны вместо танков. Тем не менее «Ягдпантеры» использовались как средство прорыва на начальной стадии наступления в Арденнах в конце 1944 г. Но их применение в качестве замены танков было ошибкой. В условиях динамичного боя крайне ограниченный угол наведения основного вооружения становился серьезным недостатком. На «Ягдпантеру-П» планировалось установить 12,8-см (5,05-дм) пушку, но окончание войны положило конец и этому проекту.

Тактико-технические характеристики:

Экипаж : 5 человек
Мощность двигателя : 690 л.с. (514,74 кВт)
Боевая масса : 46,0 т (101 430 фнт)
Максимальная скорость хода : 46 км/ч (28,57 мили в час)
Запас хода : 160 км (99,36 мили)
Габариты: 9,9 х 3,42 х 2,72 м
Основное вооружение : 88-мм (3,47-дм) пушка
Толщина брони : от 25 мм (0,98 дм) до 100 мм (3,94 дм)


Самоходка "Хуммель"

«Хуммель» («шмель») представлял собой тяжелую 15-см (5,91-дм) гаубицу, установленную на специальное шасси, собранное из узлов и агрегатов шасси Рz-III и Рz-IV. Первоначально был предложен в июле 1942 г. «Хорнисс» («шершень») — с использованием одинакового шасси и импровизированной самоходной 8,8-см (3,47-дм) пушкой, изготовленной в количестве 500 штук до того, как в войска стали в приемлемых количествах поступать «Ягдпанцер-IV». На «Хорнисс» и на «Хуммель» вооружение монтировалось в большой открытой сверху и сзади рубке, размещенной в задней части удлиненного корпуса Рz-IV. Двигатель был смещен к середине и вперед по сравнению с его обычным кормовым расположением, дабы сделать просторнее размещенное в корме боевое отделение. Поскольку сама установка «Хуммель» могла перевозить только 18 выстрелов, батареи «Хуммель» снабжались транспортерами боеприпасов с такой же рубкой без вооружения. На марше расчет гаубицы находился в боевом отделении (рубке), а механик-водитель и радист-пулеметчик — на своих местах в передней части полностью бронированного корпуса. Для защиты боевого отделения от непогоды служил складной тент. Для самообороны имелся один пулемет. Первые «Хуммели» были готовы в 1943 г. к началу наступления под Курском, после чего предполагали ввести в каждую танковую дивизию по меньшей мере батарею «Хуммель».

Тактико-технические характеристики:

Экипаж : 6 человек
Мощность двигателя : 265 л.с. (197,69 кВт)
Боевая масса : 24,38 т (53,757 фнт)
Максимальная скорость хода : 42 км/ч (26,08 мили в час)
Запас хода : 215 км (133,51 мили)
Габариты : 7,17х2,97х2,81 м
Основное вооружение : 15-см (5,91-дм) гаубица
Толщина брони : от 10мм (0,39дм) до 30мм (1,18дм)

Самоходка "Ягдпанцер-IV"

Если Stug-III был создан в качестве самоходного орудия поддержки пехоты, то «Ягдпанцер-IV» представлял собой истребитель танков. Созданный в 1943 г., он включал модифицированное шасси Рz-IV, на котором монтировалась рубка из сравнительно толстых броневых плит с рациональными углами наклона для повышения защищенности, и установки в лобовом листе 7,5-см (2,96-дм) пушки с ограниченным углом горизонтального наведения. Производство этой первоначальной модели продолжалось почти весь 1944 г. Она представляла собой достаточно грозную боевую машину, но устанавливавшуюся в начале 7,5-см пушку с длиной ствола 48 калибров пришлось заменить на пушку 7,5-см L/70 с большей бронепробиваемостью. Увеличившаяся масса орудийной установки утяжелила носовую часть машины, из-за чего быстрее выходили из строя резиновые бандажи передних опорных катков, и их заменили цельнометаллическими. Получившаяся модификация известна как Рz-IV/70. Еще одна модификация «Ягдпанцер» появилась, когда на производственных линиях стали устанавливать рубки и вооружение «Ягдпанцер-IV» непосредственно на немодифицированные шасси Рz-IV — эти машины отличаются большей высотой и известны как Рz-IV/70(А). Такая модификация вместе с Рx-IV/70 выпускалась до последних месяцев войны, всего построили более 1000 штук. Все три основные модификации «Ягдпанцер-IV» поставлялись в танковые формирования для замены других типов танков. «Ягдпанцер-IV» был менее требователен к уровню качества заводского производства и строился быстрее, чем башенный танк. Высокая огневая мощь его пушки сильно снижалась из-за ограниченности угла обстрела.

Тактико-технические характеристики:

Экипаж : 4 человека
Мощность двигателя : 300 л.с. (223,8 кВт)
Боевая масса : 25,0 т (55,125 фнт)
Максимальная скорость хода : 40 км/ч (24,84 мили в час)
Запас хода : 210 км (130,41 мили)
Габариты: 6,85 х 3,17 х 1,85 м
Основное вооружение : 75-мм (2,96-дм) пушка
Толщина брони : 10 мм (0,39дм) до 80 мм (3,15 дм)

Самоходка "Веспе"

Идея о самоходных артиллерийских батареях, имеющих равную подвижность с танковыми формированиями, зародилась в 20-е годы, однако ее практическая реализация началась только в начале 1940-х годов в германской армии. Выведение Рz-II из боевых танковых подразделений дало возможность использовать их шасси для самоходных артиллерийских установок. Один из первых проектов предполагал установку 7,5-см (2,96-дм) противотанковой пушки Раk 40 за развитым бронещитом на корпусе Рz-II. Эта установка, созданная как противотанковая, стала известна под именем «Мардер-II». После выпуска 575 «Мардер-II» производство переключили на внешне сходную машину, вооруженную 10,5-см (4,14-дм) полевой гаубицей. Эта установка, выпускаемая с начала 1943 г., поставлялась под именем «Веспе» в артиллерийские батареи танковых дивизий. Корпус был удлинен, а подвеска модифицирована, дабы выдерживать значительное усиление отдачи. Бронированная рубка была открыта сверху и сзади, но обеспечивала расчету соответствующую защиту и имела пространство для размещения 32 выстрелов. Для самообороны имелся пулемет. До прекращения производства в июле 1943 г. было выпущено 675 штук. Для снабжения батарей «Веспе» в боевой зоне построили 159 невооруженных легкобронированных машин в качестве транспортеров боеприпасов.

Тактико-технические характеристики:

Экипаж : 5 человек
Мощность двигателя : 140 л.с. (104,44 кВт)
Боевая масса : 11,0 т (24,235 фнт)
Максимальная скорость хода : 40 км/ч (24,84 мили в час)
Запас хода : 220 км (136,62 мили)
Габариты: 4,81 х 2,28 х 2,3 м
Основное вооружение : 105-мм (4,14-дм) гаубица
Толщина брони : от 5 мм (0,2дм) до 30 мм (1,18дм)

"Штурмморзер Тигр"

«Штурмморзер Тигр», часто именуемый просто «Штурмтигр», был одной из наиболее необычных боевых бронированных машин Второй мировой войны. Он был разработан по опыту боев в Сталинграде, когда германская армия встречала непреодолимые трудности, штурмуя здания, превращенные советскими бойцами в крепости. Специальный танк, способный разрушать русские укрепления, был как раз тем, что требовалось. «Штурмморзер Тигр» представлял собой практически неизмененное шасси «Тигр» со скошенной лобовой частью, на котором собиралась коробчатая рубка из более толстой брони. В амбразуре лобового листа рубки устанавливалась короткоствольная 38-см (14,97-дм) мортира RW61, стреляющая на малые дальности реактивными фугасными снарядами. Эта мортира, разработанная на основе палубного бомбомета для глубинных бомб, могла разрушить почти любое здание одним выстрелом. Реактивный снаряд весил 345 кг (760 фнт) и был столь велик, что в укладке внутри рубки помещалось только 14 выстрелов. Заряжание было медленным процессом, поскольку для перевода выстрела на линию досылания и подачи требовалось использовать смонтированный сзади кран. Со временем «Штурмморзер» были переделаны для эвакуации застрявших или поврежденных танков «Тигр» (с августа по декабрь 1944 г.). Необходимость в сочетании шасси с таким вооружением уже отпала — германские армии на всех фронтах переходили к обороне. Всего было собрано 18 или около того переделанных машин.

Тактико-технические характеристики:

Экипаж : 5 человек
Мощность двигателя : 650 л.с. (484,9 кВт)
Боевая масса : 65,0 т (143 325 фнт)
Максимальная скорость хода : 20 км/ч (12,42 мили в час)
Запас хода : 140 км (86,94 мили)
Габариты : 6,28 х 3,57 х 2,85 м
Основное вооружение : 380-мм (14,97-дм) реактивная мортира
Толщина брони : от 25 мм (0,98 дм) до 150 мм (5,91 дм)

Сайт управляется системой uCoz